В большинстве Домов Пало Монте и Майомбе иерархическая структура (с небольшими вариациями) является следующей:
1) Нгуейо (Ngueyos; Pino Nuevo; Guatoko; Muchacho de Prenda) – лицо прошедшее ритуал Rayamiento (называемый также Juramento), и являющееся инициированным (rayado) Палеро. Данный ритуал достаточно сложен и включает в себя нанесение на тело инициируемого специальных надрезов. Его не следует путать с Rompimiento - церемонией очищения от всего отрицательного. Инициация проходит «над» Нганга Сарабанды или Сьете Райос (в зависимости от Течения). По прямому указанию других Мпунгу инициация может быть проведена «над» их Пренда.
Прежде, чем кто-либо будет инициирован в Пало, с помощью Оракула определяется, может ли данный человек быть введен в эту Религию. Это вызвано тем, что Пало, в отличие от большинства других религий, не является Путем для каждого (как говорится – «весь мир не может иметь Нганга»).
Сексуальные меньшинства, как правило, не могут быть инициированы в Традиции Пало. Это – строгое табу, имевшее место еще в Африке (хотя некоторые современные Мунансо не слишком строго придерживаются этого правила).
На начальном этапе определяется «головной» Мпунгу новичка, и человеку дается имя в Пало. Выясняется «дальнейшая судьба» будущего Палеро, - сможет ли он иметь Нганга, должен ли инициироваться в Тата и т.д.
Инициируемому дается его индивидуальная фирма, необходимая для будущей успешной практики. Эта фирма содержится в секрете, ибо зная её можно нанести вред её хозяину. Палеро - отличные знатоки человеческой психологии, и хорошо знают, что, выражаясь пословицами Пало, «сегодняшний друг может быть завтрашним врагом» и «друг одновременно недруг» (или – «дружба, в тоже время, предлог для вражды»). Поэтому Палеро «другу трех дней не показывают фонды (запасы)» и «показывая одно, охраняют два». Сказанное, однако, вовсе не означает, что Палеро не доверяют никому и ничему. Отнюдь. Хорошо известно, что в Домах Пало царит дух братства и взаимовыручки (действует принцип «один за всех и все за одного»). Инициация в Пало связывает Палеро обязательствами по отношению к своему Мунансо. Поэтому, обычно никто не меняет Дом Пало без веской на то причины (смерть Крестного Отца, значительная удаленность Храма и т.п.). При этом, вхождение в новый Дом, как правило, требует новой инициации. Однако, при всем при этом, Палеро предпочитает хранить в секрете то, что может быть использовано против него.
Нгуейо обязан почитать своего Крестного Отца в Пало, как своего родного отца. Одна из пословиц Пало гласит, что «лучше быть разорванным на части четырьмя слонами и быть съеденным десятью стервятниками и семнадцатью гиенами, чем говорить плохо о Крестном Отце».
Инициированный Нгуейо уже может применять методы Пало, но в ограниченной мере. Поэтому Нгуейо иногда называют священником с ограниченными полномочиями.
2) Тата Нкиси – священник способный работать с Мпунгу, знающий магические секреты Пало, тайны растений и т.п. Ограниченность его возможностей вызвана тем, что он не имеет Нганга. Нужно отметить, что степень Тата Нкиси имеется не во всех Домах, поскольку очень часто одновременно с получением инициации в Тата человек принимает Нганга.
3) Тата Нганга (Padre/Madre Nganga; Ngangankisi; Ngangulero) – так именуется Тата Нкиси, который обладает Фундаменто (Нганга). В прежние времена, чтобы стать Тата, Палеро должен был ждать семь лет. Этот срок позволял Крестному Отцу внимательно изучить кандидата в Тата, и определить, достоин ли тот иметь Нганга. Сейчас этот стандарт редко выдерживается, и обычно Палеро, после первой инициации, становятся Тата через меньшие промежутки времени (от одного дня до года).
Тата Нганга – полностью инициированный Священник Пало, способный провести любые ритуалы и имеющий возможность основать свой Мунансо. При этом во многих Домах считается, что для того, чтобы получить право сформировать Мунансо и инициировать других людей, Тата должен стать Татанди – т.е. в ходе особого ритуала получить Мбеле (ритуальный нож). Поскольку владельцем Мбеле является Сарабанда, многие считают, что Палеро не «получивший» Сарабанду (вместе с Гуруфинда) не является полноценным Палеро.
Женщины могут иметь Нганга, если имеют степень Йайа (Madre). Однако в подавляющем большинстве Мунансо считается, что женщина для того, чтобы инициировать других или создать Нганга непременно нуждается в помощи Татанди (особенно если она еще имеет менструальный цикл). Сама по себе женщина не может инициировать (ибо держатель Мбеле – Тата). Когда Тата отсутствует в Доме, в некоторых Линиях, женщина может использовать Мбеле для жертвоприношений. Женщина может получить Нганга, если её месячный цикл уже прекратился совсем. В редких Мунансо женщина может получить Нганга и раньше, но работать с ним она может только в перерывах между менструациями. Но даже и в этих случаях женщины имеют, обычно, не целый Нганга, а Gajo, развивая свой Пренда различными компонентами все годы, пока менструируют. По окончании цикла, Нганга (представляющий собой к тому времени уже колоссальную силу) посвящается.
Когда Тата Нганга приобретет ahijado (крестных детей), то есть проведет соответствующие инициации, он может называться Тата Ндибилонго (Ndibilongo). Крестный Отец Фундамента-Пренда называется Тата Лувонго (Tata Luwongo; Muluwanga Nkisi), и это – высший разряд в иерархии Пало. Мунансо может иметь и менее сложную труктуру: Татанди (владелец Храма), Тата Нганга (Тата Нкиси, если не имеет Нганга) и Нгуейо.
Наиболее распространенная иерархическая структура в Пало Кимбиса выглядит следующим образом:
1. Падре Маэстро или Падре Нкиси (Нганга) - звание получаемое, если его носитель - самый старший священник в его Ветви. Большинство священников никогда не достигает этого звания. Этому уровню равен Tata Jabiolo – владелец Дома, имеющий много поколений крестников.
2. Мадрэ Маэстра / Йайа Нганга – получение этого титула возможно, только если Падре Маэстро не существует и если это разрешается через предсказание и/или правилами данной Ветви.
3. Первый Капаситадо (Capacitado; Mayordomo; Bakonfula) - является вторым по старшинству после Падре или Мадрэ.
4. Второй Капаситадо - Барресуэлос (Barresuelos) – ученик Первого Капаситадо.
5. Нгуейо
Иерархический порядок Правила Нкиси Малонго:
1) Munanguelle - человек который прошел церемонию Rayamiento.
2) Mayordomo - внутри Munanso занимается работой с нфумбе, а вне Munanso – его задача – поиск необходимых ингредиентов, с которыми работает Тата
3) Падре Нганга или Мпати (Mpati) Нганга - как только Майордом получает kiyumba, он может сформировать Munanso и иметь приемных сыновей.
4) Тата Нганга (Мадре Нганга) или Тата Нкисо - высший священнический градус, дающий право на проведение любых церемоний Пало. Тата - владелец Nganga Madre, от которого произошли другие. Madrinas - помощницы Тата.
Приведенные иерархические градации не являются безусловными. Разные Мунансо могут иметь немного отличные степени инициаций. Например, в Мунансо Brillumba Palo Kimbiza Tumba Francesa Kikongo Piti Bantu Criollo Sanci and Palo Haitiano иерархическая «лестница» выглядит так:
1. Тата Нкиси - инициирован в Пало Кимбиса.
2. Палеро – имеет Нганга, Лусэро и Мпака. Находится в процессе обучения.
3. Тата Нганга – полноценный Священник. Имеет несколько Нганга.
4. Guardiero-Baconfula – ассистент/поверенный Мунансо.
5. Падрэ Нганга – мастер церемоний, знающий все их тайны. Помогает инициировать в Мунансо других людей.
6. Abuelo Nganga – Священник имеющих крестных детей, владеющий всеми духовными церемониями и являющийся инициированным Священником Ориша.
7. Abuelo de los Abuelo Nganga – прадед в Пало. Священник Боко. Посвящен в секреты Воду, Пало Кимбиса, Лукуми, отлично осведомлен о всех тайнах растений Осаин-Гуруфинда и т.д.
8. Abuelo Rey Boco Mayor – обладает знанием секретов всех предыдущих разрядов и имеет многолетний опыт в Африканских Традициях.
|