|
Религия Конго учит, что существует только один Бог – Нсамби (иногда слово «нсамби» применяется для обозначения крупных животных и умерших людей). Бог является вездесущим, всевидящим и всезнающим. Его не представляют в материальных вещах или образах (кроме графических символов – Фирм). Он сотворил всю Вселенную и первую человеческую пару, которая была создана на небе, а затем спущена на Землю на нити паука. В Кимбанде встречается вера в то, что Ngomi – проявленная, видимая Вселенная - возникла непосредственно из Нсамби. Нсамби является Богом Неба (Nsambi kuna ezula; Nsambia Munansulo) и Земли (Nsambi kuna ntoto; Nsambia Mbisa MunaNtoto). Он управляет жизнью и смертью. Считается, что именно Он научил людей изготовлению Нганга, чтобы человек мог достигать своих благих или дурных целей (ибо Нсамби предоставил человеку свободу воли). При этом Нсамби оставил за собой право наказывать творящих зло. Хотя Палеро верят, что все существующее создано одним Богом, извечное противостояние добра и зла не отрицается.
Хотя после сотворения мира, Бог несколько отдалился от человечества, все же Он продолжает внимательно наблюдать за всем, что происходит на Земле и сохраняет управление всем существующим. Нсамби есть истинный Владелец всего и всех. Он вмешивается в создание каждого индивида. Линии на ладонях и позвоночный столб указывают на Его непосредственное влияние. Он управляет жизнью и смертью и наказывает нарушителей Его закона. Нсамби не воплощается на Земле и не является непосредственным объектом культа, занимая несколько второстепенное место в популярном, народном воображении. К Нему не обращаются с раскаяниями, подношениями и просьбами. Хотя Нсамби считается удаленным от людей, все же Палеро очень часто возносят молитвы и поют песни к Нему, перед обращением к Мпунгу, и в других случаях. Опытные Тата (священники Пало) знают особые Патипембы (священные рисунки), используемые для призывания Нсамби в различных целях.
Нсамби имеет много проявлений:
- Нзамбиемпунгу (Nsambiampungo Nsambia Nliri ) - эквивалент Аше или Святого Духа. Это – вездесущая Сила Бога. В Пало Кимбиса считается, что все Нганга – различные аспекты этой Силы.
- Мпунгу (Мпунго, мн.ч. - Кимпунгулу). Эти Мощные, бессмертные, бестелесные Сущности во многом схожие с Ориша Йоруба (хотя они гораздо реже изображаются в антропоморфных образах). Многочисленные сходства между Мпунгу и Ориша привели к тому, что их стали отождествлять. Однако большинство Палеро склонны считать, что несмотря на ряд схожих признаков, Мпунгу и Ориша – не идентичные во всех отношениях Духи. Если вы – сын Шанго в Ифа-Лукуми, это вовсе не означает, что ваша голова принадлежит Нсаси в Пало.
Хотя Мпунгу часто рассматривают как проявления Нсамби, по другой точке зрения, Мпунгу являются служителями Бога, которые управляют определенными аспектами природы и жизни, помогают людям и передают их молитвы Нсамби и Луканканси. Считается, что многие Мпунгу реально жили на Земле. Каждый человек имеет «своего» Мпунгу, покровительствующего ему и т.д. В этом случае, Мпунгу по отношению к человеку иногда именуется Angel de Guardia de Palo. Хотя каждому из Мпунгу могут предлагаться чрезвычайно сложные и обильные подношения, любой Дух может принять любое, даже самое скромное подношение, если оно исходит от сердца (хотя, конечно же, продукты, которые находятся под табу, не предлагаются). В современном Пало, синонимом слова Мпунгу является термин Нкиси. Однако, как утверждают многие Палеро, изначально эти слова не были синонимичными. Термин Нкиси, в прежние времена, означал микрокосм, то есть ни что иное как Нганга. Слово Мпунгу же всегда указывало на Сущность. Мпунгу вместе с нфумбе формировали Нкиси – личный микромир Палеро.
Во многих Линиях Пало почитаются также Гуатоко Нсамби (Guatoko Nsambi) – Иисус Христос, и Богоматерь (Ndona Madia, Yaya Nzambi или Калунга)
Особо почитаются души предков – nfumbe (у Йоруба - эгуны). Им делают подношения, включающие воду, хлеб, ром (malafo), сигары, еду без соли и т.д. Подношения принимаются нфумбе в ванных комнатах, внутренних дворах, между корнями деревьев и т.д. День особого почитания предков – 2 ноября. Всякий человек имеет право почитать своих предков. Такое почитание не требует наличия какой-либо инициации. Простейшая святыня предка, которую можно установить в доме, включает чистый стол накрытый белой тканью, на котором располагаются фотографии предков, изображения или символы Божеств и первоэлементы (земля символизируется цветами, огонь – свечой, вода – стаканом чистой воды). На таком алтаре могут делаться различные подношения умершим – еда, напитки и т.д. Священники Пало (Тата) способны поместить душу умершего в особый ритуальный сосуд (чаще всего котел), называемый Нганга, где душа постоянно и бессрочно будет проживать, помогая Палеро во всех его нуждах и принимая в обмен различные подношения и жертвы.
Палеро взаимодействуют и с природными духами. Духи Элементов Природы собирательно именуются Нфуири (Nfuiri; этим же именем называют Ангела Смерти, и просто души умерших). Духи Воды называются Yimbi, Simbi Nkita или Nkisi Mamba, лесные духи - Nkisi Misenga, Nkita Minseke или Minseke. Духи Симби считаются мощными Сущностями и не могут быть помещены в Нганга.
Большую роль в Пало играют Луна (Нгонда, Гонда). Она - крёстная мать колдунов, главная Планета майомберо. Солнце именуется Танго. Считается, что когда столкнуться Солнце и Луна, - мир погибнет. Никакая серьезная работа не делается Палеро на убывающей Луне (ochukwa aro), поскольку считается, что она связана со смертью. Звезды (irawo) считаются дочерьми, рожденными Луной от Солнца. Они всегда сопровождают свою мать.
Согласно другим представлениям, звезды непосредственно созданы Нсамби. Луна, при этом, рассматривается как имеющая мужское начало (она жената на самой яркой утренней и вечерней звезде, очевидно Венере), а Солнце – женское.
Река Конго также очень уважается. Полагают, что раньше она была живым существом, которое могло наказывать за преступления и читать сердца. Прежде чем пересечь эту реку, ей возносились специальные молитвы.
Дерево Сейба (Nkunia-Ungundu) является священным. Легенда гласит, что когда-то Сейба служила своеобразной лестницей между миром людей и Нсамби. Однако затем люди сделали из этого дерева большой барабан (ngoma). В результате этого людского своеволия Нсамби отдалился от людского мира, и людям пришлось работать, болеть и умирать. Существуют и другие священные деревья, которые также почитаются (королевская пальма и др.).
Палеро верят, что всякий человек обладает индивидуальной душой. Душа человека, как считается, входит в ухо ребенка, находящегося в утробе матери, а после смерти - возвращается к Нсамби. Духовная сущность человека, согласно древним конголезским представлениям, состоит преимущественно из следующих частей:
- Нсала - известна как Киини (kiini; «тень») - на севере Конго; или Лунси (lunzi; внутренний человек, сущность человека) - в Майомбе и близлежащих районах. Нсала представляет собой жизненное начало или душу человека, способную покидать тело и перемещаться по миру. Нсала видима в форме «тени» души (хотя конечно же не всеми).
- Мвела (mwela; дыхание) - также способно бродить по миру (напр. во сне), сохраняя связь с телом. Когда же Мвела покидает тело человека – он умирает. После смерти Мвела отправляется в Калунга (мир мертвых), где жизнь души продолжается, но уже без болезней и страданий, присущих материальному телу.
Различают несколько разновидностей мертвых. Их классифицируют по различным признакам, например, так:
- Нкуйу (nkuyu) – видение или призрак, не имеющий определенного места в мире мертвых, скитающийся по миру живых и «восприимчивый» для Нганга
- Ниюмба (nyumba) – тот, кто перейдя в мир умерших не приобрел внешность отличную от той, что была при жизни. Они часто смешиваются с живыми.
|